Судьба «ДНР» и «ЛНР» – быть марионетками. Сидеть между кавычками, между молотом и наковальней.
В геополитике я не специалист, в отличие от большинства населения планеты, но в истории кой-чего понимаю, поэтому вот вам коротко и ясно про сорта и виды государств.
Несколько дней назад прочитал, что Путин подписал указ о признании «паспортов» «ДНР» и «ЛНР» (кавычек в тексте будет много, готовьтесь). Полез, разумеется, его читать. Посмеялся. Потом полез в «Фэйсбук» и смеяться перестал, потому как многие восприняли этот «указ» (чёрт, опять кавычки) намного серьёзнее, чем требовалось бы.
Давайте разбираться.
Государства бывают разные. Бывают, например, государства виртуальные. Провозгласить их может любой желающий – придумать флаг, герб, название страны, чеканить монету и печатать марки, зарабатывая на этом небольшие деньги. Чаще всего такие «государства» провозглашают в знак протеста или в шутку (примечание: автор не рекомендует так шутить в Украине, по крайней мере сейчас, потому как имеется неиллюзорный шанс на появление за дверью милых квадратных дяденек в красивой чёрной форме).
Как шутка затеивалась Республика Вангамомона в Новой Зеландии – там сменилось четыре президента, из них людьми была только половина (остальные 50% президентов составляли козёл и пудель). Как протест – республика Ладония в Швеции, где художник Ларс Вилкс основал «государство» после того, как против него открыли дело за самовольную постройку скульптуры в заповеднике. Художник подошёл к вопросу, э-э-э, художественно, разделив всё «население» «государства» (а я предупреждал насчёт кавычек) на четыре социальных класса: дворянство, простые граждане, почётные граждане и святые. Святым он себя, что характерно, не объявил, зато Ладония в 2003 году объявила войну Швеции (на чьей территории находится) и США, а через два дня бонусом ещё и Сан-Марино – видимо, чтобы было веселее.
На войну, впрочем, никто не пришёл. А объявленная американцам война не спасла шведского художника (и по совместительству госсекретаря Ладонии) от гнева потенциальных союзников: «Аль-Каида» давала за голову Вилкса 150 тысяч долларов, на него было совершено несколько покушений. Впрочем, это произошло не из-за внешней политики Ладонии, а из-за карикатур на пророка Мухаммеда, которые нарисовал Вилкс.
Бывают и просто красивые истории. Три года назад американец Иеремия Хитон заявил в интернете о создании (под его чутким руководством) нового государства на ничейной территории между Египтом и Суданом, в так называемом Халаибском треугольнике. Хитон назвал свою страну Королевством Северного Судана – и здесь для него было важно именно слово «королевство», потому что он затеял всё это из любви к шестилетней дочери Эмили, которая хотела быть настоящей принцессой. В день семилетия дочери Хаттон вонзил в землю нового королевства придуманный им и нарисованный его детьми флаг — золотую корону и три белых звезды на синем поле. Так мечта ребёнка осуществилась. А мир получил добрую историю.
На этом добрые истории в принципе заканчиваются, потому что от виртуальных государств мы перейдём к государствам непризнанным, где счастливых детей не очень много, а политики, дерьма и пуль достаточно. От виртуальных государств непризнанные отличаются наличием реально контролируемой территории, четкой (а не бутафорской) системы управления, бюрократии и – чаще всего – армии.
От виртуальных государств непризнанные отличаются наличием реально контролируемой территории, четкой (а не бутафорской) системы управления, бюрократии и – чаще всего – армии.
Непризнанные государства делятся на, собственно, полностью непризнанные и частично признанные. Границы между этими понятиями условны: с точки зрения дипломатии признание от одного государства, входящего в ООН, важнее, чем признание от десятка-другого таких же непризнанных государств-отщепенцев. То есть с международной точки зрения даже у однодневной – в прямом смысле – «Республики Крым» (17-18 марта 2014 года. Помним, но не скорбим) больше веса, чем у многолетнего недоразумения под названием «Приднестровье». «Независимость» «Республики Крым» была признана членом ООН – Россией (с понятными целями, но всё же). А Приднестровье «признали» (опять кавычки, да сколько же можно) только сами по себе неполноценные Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах. У них, непризнанных, это вообще в порядке вещей: понапровозглашают себе республик, и давай друг друга признавать. Пользы от этого никакой, конечно, но зато нескучно, да и информационные поводы появляются.
Так вот, к нашему ключевому вопросу. В оригинале указа Путина никакого признания «ДНР» и «ЛНР» нет. Нет даже упоминания о них. «Территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины», и всё тут. Иначе говоря, ничего не изменилось, кроме появления лишнего повода для антироссийских санкций.
Вообще ситуация с «ЛНР» и «ДНР» довольно-таки странная. Обычно страны, которые провоцируют появление непризнанных «республик», хотя бы сами их признают. Например, «Турецкую республику Северного Кипра» признала только сама Турция, которая и вторглась в Республику Кипр в семидесятых годах прошлого века, потеснив греков-киприотов и оккупировав северную часть острова. Про «Республику Крым» я уже упоминал: Российская Федерация её официально признала (и только она одна). Признала Россия и отторгнутые ею же у Грузии «Республику Абхазия» и «Республику Южная Осетия».
В случае с этими двумя «республиками» (как же меня задолбали эти кавычки) Россия поднапряглась и договорилась (вероятно, не бесплатно) с такими уважаемыми членами Организации Объединённых Наций, как Венесуэла, Никарагуа, Вануату и Науру, которые тоже признали «Абхазию» и «Южную Осетию». Три года подряд «Абхазию» и «Южную Осетию» признавало ещё полинезийское государство Тувалу, но потом подружилось с Грузией и передумало.
«ДНР» и «ЛНР» не признал вообще никто, кроме друг друга и (внезапно) «Республики Южная Осетия». Донецк и Луганск ждёт судьба уже упомянутого Приднестровья, Россией так же организованного и так же непризнанного. Их роль – дестабилизировать Украину, быть эдаким поводком, за который можно тянуть любое правительство нашей страны. Но брать за них официальную ответственность на себя Россия не хочет. Ни Донецк, ни Луганск ей не нужны. А «признания паспортов» – это ничто. Просто информповод, чтобы местные отвлеклись от верной, в общем-то, мысли, что Россия их сливает. Судьба «ДНР» и «ЛНР» – быть марионетками. Сидеть между кавычками, между молотом и наковальней. Сидеть тихо, потому что Украина сейчас уже не та, что была три года назад. Может и ударить. По наковальне.
Поэтому нервная реакция украинцев на указ Путина – бессмысленна. Это ничего не изменило. И не изменит. Дипломатического признания недореспублик не будет.
А если вы хотите увидеть, что такое настоящее дипломатическое признание, прогуляйтесь в Киеве на улицу Сечевых Стрельцов, здание 51/50. Над входом вы увидите красный флаг с белым крестом. Это флаг древнего, как понос мамонта, рыцарского ордена госпитальеров (он же – Мальтийский орден). Орден владеет всего несколькими особняками в Италии и арендует небольшой старый форт на Мальте – на этом его территория заканчивается. Но Орден считает себя государством. Дипломаты Ордена ведут активную работу и получают результат: и ООН, и Евросоюз, и более сотни государств мира признают Орден как отдельную страну. Признают их паспорта, их документы, неприкосновенность их послов. Флаг Ордена висит в Киеве над их посольством; флаг Украины висит в украинском посольстве в Риме (посольство Украины на территорию Ордена не влезло: Орден маленький, а посольство большое).
Минимальная территория. Всего несколько зданий. Огромное желание. Активная работа. И как результат – никаких кавычек. Настоящее государство.
А Донецк и Луганск ждёт наша победа. Кавычки придётся удалять. Вероятно – силой.
И мы это сделаем.
Источник:http://allkharkov.ua/news/state/sorta-kavychechnyh-respyblik.html
Автор: Юрій Гудименко