Последний месяц, после двухгодичного забвения тема ввода миротворцев на Донбасс стала одной из ключевых и самых обсуждаемых в обществе и на страницах СМИ. Однако, впервые озвученная в 2015 году, идея размещения миротворческой миссии на временно оккупированных территориях нашей страны приобрела новые грани, обнажив принципиальные противоречия позиций в этом вопросе как России, так и поддерживаемой западными партнерами Украины.
Первоначальная российская редакция плана предполагала размещение миссии ООН лишь на линии разграничения, что принципиально не решало проблему, оставляя недоступным и бесконтрольным для Украины участок российско-украинской границы, через который будет продолжаться всевозможное снабжение террористических группировок и поддержание конфликта в своей горячей фазе. Такой вариант развития неизбежно привел бы к замораживанию на многие годы конфликта по печальному примеру Молдовы и Грузии, что вполне устроит Москву и сохранит для неё возможность негативно влиять на евроинтеграционные процессы, сегодня активно реализуемые Украиной.
С учетом этого, Кремлем на всех уровнях высказывалось категорическое несогласие с перспективой присутствия «голубых касок» на границе. В дополнение ко всему, Россией озвучивалось совершенно неприемлемое требование – согласование размещения миссии с марионеточными фигурами сепаратистских псевдогосударственных образований, что, само по себе, является политическим маневром для легитимизации существования «республик» и их главарей.
При этом, что вполне объяснимо, такой подход абсолютно не устраивает Украину, которая добивается размещения миротворцев по всей неконтролируемой территории, в первую очередь – на границе со страной-агрессором, получив таким образом в долговременной перспективе возможность реализовать «хорватский сценарий» с учетом существующих реалий и отличий от ситуации на Балканах.
В этом конкурсе предложений именно украинский вариант присутствия вооруженной миссии ООН поддержали и США, и ряд стран Европы, что привело к некоторому смягчению риторики российского руководства, рассчитывающего таким образом с одной стороны сохранить рычаги влияния на политическую ситуацию в Украине в целом, а с другой – получить смягчение международных санкций, которые медленно, но уверенно подталкивают Россию в преддверии президентских выборов к неизбежному обвалу экономики и, как следствие, к социальному кризису.
Тем не менее, ожидать от «волка в овечьей шкуре» искреннего желания оказать помощь Украине в прекращении войны и воцарения стабильного мира в регионе не стоит. Вероятнее всего, путем внесения новых и новых неприемлемых предложений, блокированием в Совбезе инициатив украинской стороны, Кремлем будет «забалтываться» проблема с целью затягивания процесса поиска жизненно важного компромиссного решения, и откладывания в «долгий ящик» вопроса реинтеграции районов ОРДЛО на условиях Украины. И даже если представить немыслимое, что Россия в лице кремлевского руководства пойдет на реальные уступки и конструктивно подойдет к решению этой задачи, процесс ввода миротворческой миссии возможен не ранее, чем через полгода, после прохождения всех предусмотренных процедур.
«Первая резолюция, которую будет принимать Совет безопасности ООН – она будет технической, она даст только толчок, она не будет содержать мандаты всей миссии, и после этой резолюции или параллельно с ней, поскольку это будет дипломатическая и политическая техническая миссия, которую Генеральный секретарь направит для того, чтобы понять, какие средства и силы во временных рамках и по организации процесса реально нужны», — заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
Также следует понимать, что, имитируя перед международным сообществом «благие намерения», якобы направленные на мирное урегулирование конфликта и прекращение перманентной войны, Москва будет стараться дискредитировать Украину в части выполнения политической части Минских договоренностей и продлить патовую ситуацию. Дескать, мы прилагаем максимум усилий, а в Киеве нет адекватного понимания наших «мирных инициатив».
Комментируя результаты недавней встречи Петра Порошенко со специальным представителем Госдепа США Куртом Волкером, в Москве назвали попыткой срыва минских договоренностей заявление специального посланника Президента США о миротворческой миссии на Донбассе. «Если смысл высказываний Волкера передан верно, то очевидно, что это попытка либо отменить минские договоренности, либо вынудить Россию наложить на такую резолюцию Совбеза ООН вето», — заявил Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Такую резкую реакцию, вероятно, вызвало и одобрение Волкером шагов украинской стороны по принятию Закона «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины».
В этой сложной ситуации поиска компромисса, следует признать, время играет на руку агрессору, очевидно стремящегося «похоронить» идею урегулирования конфликта с привлечением международной миротворческой миссии и одновременно избавиться от удавки санкций. Но, даже если Украине удастся избежать всех расставляемых Кремлем ловушек и успешно реализовать свои планы относительно присутствия миротворцев на оккупированной части Донецкой и Луганской областей, не следует забывать, что «голубые каски» – не панацея, а лишь один из инструментов, способных снизить уровень насилия и проложить мост к политическим путям возвращения отдельных районов Донбасса.
Валентин Орехов
https://112.ua/mnenie/mirotvorcy-na-donbasse-rossiya-uzhe-nedovolna-418156.html