На протяжении последних двух лет Россией в информационной среде активно навязывалась идея создания на территории Украины мифического государства под названием «Новороссия». Этот проект по задумке российских политтехнологов предусматривал отторжение от нашего государства пяти областей, в которых к моменту начала военной фазы гибридной войны, пророссийские настроения были особенно сильны. Это, как известно, Одесская, Херсонская, Николаевская, Запорожская и Харьковская области, где на протяжении многих лет лидерами политических предпочтений электората была Партия регионов во главе с Виктором Януковичем.
Не смотря на досужие рассуждения некоторых лиц о полном «сливе» Кремлем этого проекта, исходная ситуация, благоприятствующая сепаратизму в отдельных регионах Украины, остается без особых изменений в лучшую сторону. Угроза для Украины не исчезла, а стала чуть менее заметной. Проект «Новороссии», с учетом вложенных в него средств, скорее всего, просто законсервирован до удобного случая.
Если говорить об Одесской области, то здесь продолжает существовать целый ряд негативных моментов, которые в сумме могут послужить фундаментом для возрождения сепаратизма в виде попыток создания очередных «народных республик», «национально-культурных автономий» или свободных экономических зон, как, например, пресловутая «порто-франко», лоббируемая некоторыми пророссийскими политиками даже на уровне Верховной Рады.
Одним из основных факторов риска для основ национальной безопасности и нерушимости границ государства, безусловно, является соседство многонациональной украинской Бессарабии с Приднестровьем, территорию которого Россия длительное время использует для обеспечения своего военно-политического, информационного присутствия и дестабилизации ситуации в регионе. Так же, непризнанная ПМР может быть использована как плацдарм для военных провокаций в отношении Украины – с недавних пор ВС России стали проводить совместные учения с вооруженными формированиями сепаратистов.
Кроме того, проблема тяготения украинской Бессарабии к России связана не в последнюю очередь и с тем, что южная часть Одесской области достаточно слабо связана с остальной Украиной. Отсталость экономики региона (не смотря на выгодное географическое положение и наличие морских и речных портов), неудовлетворительное состояние инфраструктуры (в первую очередь – дорог), отсутствие устойчивых государственных программ по поддержке этнокультурных организаций многонационального края было использовано в прошлом году при попытке создания псевдогосударственных образований под названиями «Бессарабская народная республика» и «Республика Буджак».
Еще одним поводом для беспокойства является депрессивное состояние экономики нашей страны в целом. Падение уровня жизни, постоянный рост цен, нестабильный курс национальной валюты, буксующие реформы и пр. на фоне продолжающегося интенсивного пропагандистского воздействия со стороны северного соседа создают благоприятную почву для дестабилизации общественно-политической обстановки и взращивания сепаратистских настроений на юге страны.
Однако, с другой стороны, существуют и сдерживающие факторы, играющие в пользу сохранения целостности Украины
В частности, пример существования ОРДЛО (для тех кому недостаточен печальный опыт непризнанных ПМР, Абхазии и Южной Осетии) в очередной раз на практике наглядно доказал, что дробления целого (пусть и не очень стабильного во всех отношениях) государства на мелкие «княжества» приведет только к созданию дополнительных социальных, экономических и прочих жизненно важных проблем.
Несмотря на развязанную пропагандистскую шумиху, положение дел на временно неподконтрольных Украине территориях Донбасса гораздо хуже, чем в Украине, проходящей этап болезненного решения чрезвычайно сложных задач для выживания.
Даже низкие украинские зарплаты в бюджетной сфере, пенсии и стипендии, но при этом стабильно и регулярно выплачиваемые государством, гораздо лучше, чем их отсутствие и жизнь за счет эпизодических подачек со стороны главарей террористических организаций или в виде периодической гуманитарной помощи от волонтеров. К этому добавляются проблемы правового, медицинского обеспечения, образования и свобод, не говоря про отсутствие каких бы то ни было гарантий личной безопасности в окружении маргинальных личностей всех мастей, перманентно вооружаемых страной-агрессором. Как говориться, синица в руке лучше журавля…
Следует еще добавить, что в большинстве своем люди с сепаратистскими взглядами (отдельные пассионарии не в счет) не готовы к радикальным действиям, направленным против Украины. Что говорит о том, что в данном случае для ощутимой дестабилизации обстановки, понадобится дополнительный катализатор в виде существования и активного функционирования инспирированных движений.
А это уже сфера ответственности специальных служб и государственных органов, на которые возложены обязанности по обеспечению национальной безопасности.
Конечно, для «раскачивания» ситуации в нужном агрессору направлении, почву и человеческий ресурс можно всегда найти в любом регионе (Одесская область не исключение), особенно среди маргиналов, готовых на любые авантюры. Но, если государственные органы власти и спецслужбы (каждые в части касающейся) будут выполнять свои функции надлежащим образом – государство наконец-то повернется лицом к украинской Бессарабии и безотлагательно начнет решать его насущные острые социальные и экономические проблемы, а СБУ продолжит не снижая темпов превентивно устранять потенциальные угрозы, то возможность проявления сепаратизма в регионе можно значительно минимизировать.
В любом случае, с учетом обозначенных существующих рисков расслабляться рано. Сознательное (преступное) или неосознанное игнорирование острых проблем никогда и никого от существующих угроз не защитило. И горький опыт потери Украиной Крыма – тому подтверждение.
По материалам Интернета